Новости


Человек на задворках // Анна Толстова о поколении Плеяды и выставке За фасадом эпохи

В галерее Ильдара Галеева завершается выставка За фасадом эпохи, посвященная полузабытым московским художникам-вхутемасовцам 19201930-х годов. Постфактум их, изгоев и маргиналов, выброшенных из жизни и из истории советского искусства, стали звать Плеядой.

Судьба рисовальщика // Анна Толстова о Никите Алексееве и трех выставках его памяти

Три выставки в Москве посвящены памяти Никиты Алексеева (19532021): в Мультимедиа Арт Музее и в галерее Iragui показывают его рисунки и картины, а в Музее современного искусства Гараж несколько рисунков, длинный рисованный свиток и множество работ других художников в составе выставки-оммажа Служба времени.

Рыцарь футуризма // Анна Толстова о том, как Джанни Маттиоли очистил итальянский футуризм от политики

В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли. Выставят 26 работ, считающихся самыми ценными в знаменитом миланском собрании: с 1997 по 2016 год они находились на долговременном хранении в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции, но уже несколько лет кряду гастролируют по миру в ожидании открытия музея Брера Модерн, филиала Пинакотеки Брера, где получат постоянную прописку.

Последняя гастроль империи // Анна Толстова о самой провальной выставке русского искусства в Америке

В Музее русского импрессионизма проходит выставка Другие берега: это первая попытка реконструкции американской выставки русского искусства 1924года, самой большой и самой бессмысленной во всей истории русско-американских художественных контактов.

Искусство не может изменить мир, но оно может изменить ваш взгляд на мир // Томас Деманд об изображении реальности и реальности изображений

В Музее современного искусства Гараж показывают Зеркало без памяти немецкого художника Томаса Деманда. На выставке, сделанной Демандом вместе с главным куратором Гаража Екатериной Иноземцевой, преобладают его классические работы большие фотографии пустых интерьеров, одновременно существующих и не существующих в реальности, ведь на снимках запечатлены выстроенные из бумаги и картона макеты мест, фотографии которых были найдены в различных медиа, от газет и журналов до соцсетей.

Портрет художника на фоне другого художника // Анна Толстова об Игоре Грабаре в Корпусе Бенуа

В Русском музее открылась выставка к 150-летию Игоря Грабаря. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, народный художник СССР, академик АНСССР и АХСССР, лауреат Сталинской премии первой степени, кавалер двух орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени предстает на ней как художник, живописец

Лесом вышел // Анна Толстова о нерусском художнике Иване Шишкине

В Русском музее открылась выставка Иван Иванович Шишкин. 18321898. За этой незамысловатой вывеской скрывается неожиданно замысловатое содержание: вместо хрестоматийных картин показывают около полутора сотен вещей из фондов музея, которые редко или вообще никогда не экспонировались, а также множество раритетов из самой богатой в России коллекции шишкинской графики

Мужчин они выбирали сами, им за это никто не платил // Сильви Бюиссон о музах Монпарнаса

15июля в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка Музы Монпарнаса, посвященная художницам, скульпторам, фотографам, музам и моделям, без которых невозможно представить художественную жизнь прославленного квартала Парижа начала XXвека.

Самый ближний Восток // Анна Толстова о каджарском искусстве и о том, как Восток и Запад экзотизировали друг друга

В Музее Востока идет выставка Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров, на которой впервые с такой полнотой представлена едва ли не самая странная и прекрасная из музейных коллекций

Пейзажи пустоты // Анна Толстова об Александре Гронском и недоверии ко времени и месту

В новой московской фотогалерее Pennlab открылась выставка Александра Гронского Время и место, сделанная фотографами-кураторами Петром Антоновым и Анастасией Цайдер. Персональных выставок Гронского в России не было десять лет, его работы чаще показывают в Европе и других частях света, здесь же можно увидеть большую мозаику из работ последних пятнадцати лет

Собрание отчуждений // Анна Толстова о выставке Охотники за искусством и коллекционировании как эскапизме

В Музее русского импрессионизма открыта выставка Охотники за искусством, сделанная совместно с петербургской KGallery. Показывают охотничьи трофеи четырнадцати советских коллекционеров из Москвы и Ленинграда, собиравших русское искусство первой трети XXвека

Театр оперы и света // Анна Толстова о русской классической скульптуре и (Не)подвижности

В петербургском Манеже открыта выставка (Не)подвижность, оживляющая русскую классическую скульптуру XVIII начала XXвека с помощью русской и зарубежной классической оперы и одновременно умертвляющая ее с помощью света и экспозиционного дизайна

Сто лет не без бед // Анна Толстова о юбилее и наследии ВХУТЕМАСа

В московских музеях проходит стихийный и, к сожалению, практически неофициальный фестиваль к 100-летию ВХУТЕМАСа. Главная (и поистине революционная) из юбилейных выставок ВХУТЕМАС100. Школа авангарда открыта в Музее Москвы.

Дельцы и дети // Анна Толстова о Брейгелях в Новом Иерусалиме

В музее Новый Иерусалим открылась выставка Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз. В экспозиции порядка 70работ художников династии Брейгелей и их современников из сравнительно молодого и в то же время едва ли не крупнейшего в России частного собрания старых мастеров северных школ

Окно в Париж // Анна Толстова о Роберте Фальке

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Роберта Фалька (18861958), самая большая и, кажется, самая эстетская ретроспектива художника из всех прошедших фальковских выставок

Искренне не наш // Анна Толстова о Сесиле Битоне

В Эрмитаже, в Главном штабе, открылась выставка Сесил Битон и культ звезд: более 100работ звездного британского фотографа из собраний Cecil Beaton Studio Archive Conde Nast, Музея Виктории и Альберта и частных коллекционеров впервые показывают в России.

Кто-то ставит Шекспира, кто-то ставит Чехова, а я ставлю Малевича // Драган Живадинов о театре в невесомости и искусстве информанса

15декабря 2020года в Музее современного искусства Любляны состоится акция под названием Finalizem: в виртуальное пространство (действо будет транслироваться онлайн) запустят художественный спутник словенского объединения Postgravityart.

Тело моды // Елена Стафьева о ретроспективе Синди Шерман

Грандиозная выставка Синди Шерман в парижском Фонде Louis Vuitton, временно закрытая из-за коронавируса, среди прочего предлагает эффектный поворот темы мода и искусство, вокруг которой фэшн-индустрия ходит кругами последние 20лет

Пластмассовая культура // Анна Толстова о выставке Фантастик Пластик как мечте о сознательности

Московский музей дизайна, располагающийся в Новом крыле Третьяковской галереи на Крымском Валу, показывает выставку Фантастик Пластик, сделанную Ольгой Дружининой и Александрой Саньковой. Работы сорока дизайнеров и дизайн-студий со всего мира связывает интерес к одному материалу и одному этическому принципу, а именно к переработанному пластику и экологической ответственности. Приятно, что адепты экологического дизайна нашлись и в России

Лица необщих выражений // Анна Толстова о Сарре Лебедевой

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка Сарры Лебедевой (18921967) в ее основу положена одна только третьяковская коллекция, включающая более 200скульптур и множество рисунков. Сделанная практически безупречно, эта выставка кажется не ретроспективой, а автопортретом большого советского скульптора странной судьбы

На фоне Пушкина сшивается семейство // Анна Толстова о семейной саге, вышитой Марией Арендт

В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка Марии Арендт Шито-крыто, или Текстильная архитектура, сделанная вместе с галереями Roza Azora и Iragui. Куратором и архитектором выставки выступил Алексей Трегубов, принятый в члены большого семейства Арендт наряду с художниками, лейб-медиками, видными кардиологами и первопроходцами воздухоплавания

На беспорядок выше // Анна Толстова о собрании Антуана де Гальбера и настоящем искусстве коллекционирования

Одна из лучших выставок Фотобиеннале-2020 Мультимедиа Арт Музея Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера. В наш прагматический век она напоминает о том, что коллекционирование искусства не только способ сколотить реальный и символический капиталы, но и особый вид интеллектуального удовольствия

Объекты не столь удаленные // Анна Толстова о Выставке в лесах и уроках самоизоляции

В закрытом коттеджном поселке Курорт ПИРогово открыта ЧА ЩА. Выставка в лесах, устроенная московской галереей JART. Куратор Андрей Ерофеев предложил двум дюжинам художников скрыться в лесу и пересидеть текущие неприятности в землянках

Среда выживания // Анна Толстова о том, как Максим Шер нашел универсальное постсоветское не-место

В Росфото проходит выставка Максима Шера Невидимый ландшафт: на ней собраны фотографии последнего десятилетия из книги Палимпсесты и других проектов художника. Максим Шер называет себя исследователем постсоветского обитаемого пространства с точки зрения повседневности, однако тема его исследования, кажется, шире

Из Китая с любовью // Анна Толстова о том, какое современное китайское искусство любят российские музеи

В Эрмитаже открывается выставка Чжан Хуаня В пепле истории. Вслед за ГМИИ имени Пушкина, доверившим Цай Гоцяну отмечать столетие Октябрьской революции, Эрмитаж представляет одну из главных фигур современного искусства Китая.

Человек и паровоз // Анна Толстова о том, как Поль Дельво украсил музей поездов, а музей поездов украсил Поля Дельво

Национальный музей бельгийских железных дорог продемонстрировал, что человеческий подход позволяет превратить в увлекательную историю не только корпоративные успехи, но и околосюрреалистскую живопись.

Тату

ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIXXXвеков

Живопись приятного впечатления // Анна Толстова о Томасе Гейнсборо

В ГМИИ имени Пушкина открывается первая в России выставка Томаса Гейнсборо (17271788). Около 100картин, рисунков и офортов великого английского художника привезены из 11музеев Великобритании, включая лондонскую Национальную галерею, Тейт, Музей Виктории и Альберта, Королевскую академию, Картинную галерею Далвич, Музей Холбурн в Бате и Дом-музей Гейнсборо в Садбери, на наше счастье закрывшийся на долгую реконструкцию.

Движение к освобождению // Анна Толстова о Героях Данилы Ткаченко

В галерее Треугольник на Винзаводе показывают новый проект Данилы Ткаченко Герои. Тридцатилетний московский художник продолжает героически ходить по минным полям российского коллективного бессознательного

Предмет культурного культа // Анна Толстова о Константине Истомине

В Москве проходит настоящий фестиваль Константина Истомина: в Третьяковской галерее открылась первая музейная ретроспектива художника, сделанная вместе с галереей Ковчег на основе множества музейных и частных собраний, а в самом Ковчеге, давно занимающемся пропагандой истоминского наследия, показывают камерную выставку Константин Истомин. Море и Лидочка

Скрытая кунсткамера // Анна Толстова о том, как Уэс Андерсон вернул музей в детство

В Фонде Prada открылась выставка Саркофаг землеройки и другие сокровища, прибывшая в Милан из Вены, из Музея истории искусств, в несколько измененном и даже расширенном составе. Музейный Gesamtkunstwerk, сделанный кинорежиссером Уэсом Андерсоном и художницей Джуман Малуф, стал самым радикальным венско-миланским экспериментом по призванию варягов на роль кураторов

Опера Дега это вымышленный мир, фантасмагория // Анри Луаретт о Дега и Парижской опере

В Музее Орсе проходит выставка Дега в Опере, подготовленная совместно с Национальной галереей искусства Вашингтона и приуроченная к 350-летию Парижской оперы. Впервые Опера как центральный мотив творчества Дега вынесена отдельной темой.

Сверхзвуковое искусство // Анна Толстова о выставке ::vtol::

В Государственном центре современного искусства демонстрируют Интерфейс происходящего: это первая в России большая персональная выставка научно-звукового художника ::vtol:: (Дмитрий Морозов), сделанная в рамках новой программы ГЦСИ под названием TECHNE

Биеннале для политически грамотных // Анна Толстова о Люблянской биеннале

В Любляне проходит 33-я Биеннале графического искусства. В этом году Люблянская биеннале сделана под девизом Шуточки в наручниках (Vice v lisice / Crack Up Crack Down): почти непереводимая игра слов, намекающая на подрывную политическую силу смеха, выдает почерк кураторов полиглотов-остроумцев Slavs And Tatars

Свобода окраины // Анна Толстова о Кирилле Зданевиче и Иосифе Самсонадзе

В Музее Востока открыты выставки двух тбилисских художников, Кирилла Зданевича и Иосифа Самсонадзе, сделанные на основе частных московских коллекций ввиду отсутствия дипломатических отношений между Россией и Грузией.

Братья 2 // Анна Толстова о коллекции Морозовых в Эрмитаже

В Эрмитаже проходит выставка Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры ответ на выставку ГМИИ имени Пушкина Щукин. Биография коллекции: два музея, разделившие собранное двумя великими коллекционерами, впервые делают монографические выставки о них.

Овраг хорошего // Анна Толстова о фестивале Арт-Овраг2019

В городе Выкса Нижегородской области прошел фестиваль Арт-Овраг2019. Одно из его главных событий открытие первого в России Индустриального стрит-арт парка, коллекции работ уличных художников на территории действующего Выксунского металлургического завода.

Чисто политическое искусство // Анна Толстова об Оскаре Кокошке

В Музее Леопольда проходит выставка Оскар Кокошка. Экспрессионист, мигрант, европеец такой большой, в 250экспонатов, ретроспективы в Вене не было давно. Отпраздновав столетние годовщины смерти Густава Климта и Эгона Шиле, Музей Леопольда взялся за третьего гения венского модерна

Что смотреть в Венеции // Путеводитель по 58-й биеннале современного искусства

В Венеции открылась 58-я Международная выставка искусства Венецианская биеннале, старейшая и по сию пору самая важная в мире contemporary art. Не вместившимися в биеннальные вотчины, Джардини и Арсенал, национальными павильонами и сопутствующими выставками оккупирован весь город.

Именем розы // Анна Толстова о Национальном музее Катара и звездной архитектуре

В Дохе открылся Национальный музей Катара, выстроенный по проекту Жана Нувеля. Этот архитектурно-музейный шедевр показывает, что если звезды звездной архитектуры все еще зажигают, значит, это нужно, несмотря на всю критику starchitecture

Марсель номер два // Анна Толстова о первой ретроспективе Бродтарса в Москве

В Музее современного искусства Гараж открывается первая в России выставка бельгийского поэта, художника и кинематографиста Марселя Бротарса (19241976). Покажут около 80работ, в том числе Музей современного искусства, отдел орлов, определенно изменивший ход истории искусства второй половины XXвека

Родовитый космополит // Анна Толстова о Паоло Трубецком

В Третьяковской галерее открыта выставка Павла Петровича (Паоло) Трубецкого (18661938). Впервые выставляется множество неизвестных в России произведений скульптора, сделанных и до недавнего времени находившихся за границей, что приближает нас к более трезвому взгляду на творчество Трубецкого

Интимный круг художников // Анна Толстова о выставке Всеволод Петров и колесо ленинградской культуры

В галерее Ильдара Галеева готовится выставка, посвященная выдающемуся ленинградскому искусствоведу Всеволоду Петрову, сравнительно недавно открытому и в качестве писателя круга Михаила Кузмина и обэриутов, автора Турдейской Манон Леско.

Через сувенирную лавку к звездам // Анна Толстова о стрит-арте как современном салоне

В ЦДХ впервые в России открывается выставка Бэнкси. Она позволит каждому зрителю прочувствовать всю глубину иронии, заключенной в названии фильма самого знаменитого британского художника наших дней Выход через сувенирную лавку

Смерть авторам // Анна Толстова о том, как перестать быть куратором и полюбить кошмары

В Кунстхалле Вены идет выставка Идессы Хенделес Смерть свиньям: начинающая 69-летняя канадская художница, чье имя, впрочем, давно и хорошо известно в мире современного искусства, рассказывает о своих кошмарах на примере кукол и свиней

Лучшее

Актуальное