Автопортрет после Нюрнберга // Анна Толстова о выставке Пути немецкого искусства в Москве

Автопортрет после Нюрнберга // Анна Толстова о выставке Пути немецкого искусства в Москве
ФОТО: kommersant.ru

"Работаю без выходных", инсталляция Йозефа Бойса: дешевое "рекламское" — в фирменной мягкой желтой обложке — издание "Критики чистого разума" и бутылочка горчицы.

Искусство после философии: художник — пролетарий умственного и духовного труда — встает в шесть утра и читает Канта, задумчиво макая свой вюрстель в горчицу. И правда, немецкому искусству приходилось очень много трудиться, потому что "Пути немецкого искусства с 1949года по сегодняшний день", как называется выставка штутгартского Института связей с зарубежными странами (IFA), сделанная Маттиасом Флюгге и Маттиасом Винценом, были не из легких. Но оно трудилось на благо общества — в некоторых странах искусство работает на общество, а не на государство с его убогими прожектами основ культурной политики. Трудиться на благо общества вовсе не обязательно означает подставлять этому обществу удобное кресло, в котором мог бы отдохнуть усталый интеллектуал, как говорил Матисс. Иногда обществу приходиться подставлять кривое зеркало, иногда — давать пинка. Такой труд предполагает критическую позицию — и как тут обойтись без Канта с его "Критиками". .

автопортрет нюрнберга анна толстова выставке пути немецкого искусства москве

2014-4-18 08:00